Законная ипотека на судно и груз на Кипре

Автор Андреас Литрас, Адвокат кипрской юридической компании Michael Kyprianou & Co LLC

Юрисдикция по морским делам Верховного суда Республики Кипр может быть применена в отношении конкретного лица или в отношении вещи. Законная ипотека на судно или груз является часто встречающемся действием в морском праве и осуществляется против вещи, что влечет за собой арест морского судна согласно решению компетентного суда с целью обеспечения требований.

Определение и признание законной ипотеки на судно и груз

Несмотря на то, что утвержденная дефиниция как законная ипотека на судно и груз отсутствует, кипрские суды следуют прецедентному английскому праву согласно делу Болд Буклеур (1851) 7 Моо PC 267, таким образом трактуя законную ипотеку на судно и груз как привилегированное требование на судно или другую морскую вещь. В частности, это является правом, которое относится к судну и в дальнейшем данное право может быть передано; данное обременение прикрепляется к вещи и может применяться к ней, если даже данная вещь была продана добросовестному покупателю, несмотря на то, был ли данный покупатель осведомлен или нет относительного данного обременения. Законная ипотека на судно и груз не требует регистрации. Данная ипотека возникает в силу действующего закона в момент, когда инцидент дает основания для применения положения закона.

Различные юрисдикции признают различные типы законной ипотеки на судно и груз. Согласно прецедентному английскому праву, законная ипотека на судно и груз признается законодательством Кипра для исков следующих категорий:

  • Займ, взятый капитаном под залог судна или судна и груза
  • Спасательное вознаграждение
  • Оплата труда капитана и матроса
  • Расходы и обязательства
  • Вред, причиненный судном

Законная ипотека на судно и груз является правом процессуальной природы, которое зависит от средств правовой защиты в стране, где оно применяется, и таким образом является предметом рассмотрения каждой отдельной страны (закон места рассмотрения дела). Соответственно, в процессе рассмотрения факта существования законной ипотеки на судно и груз, кипрские суды будут применять кипрское законодательство, и даже в тех случаях, когда ипотека существует на основании различных юрисдикций (например, закон места исполнения договора), кипрские суды не будут это признавать.

Например, было дело Хассанеин против Щип Хелленик Айсленд и другие (1994) 1 С.L.R.578, когда Верховный суд не принял заявление, в котором требовалось согласно контракту по поставки топлива, который рассматривался как законная ипотека на судно согласно праву Египта (закон места исполнения договора), хотя теоретически мог быть признан на Кипре как законная ипотека на судно.

Приоритет различных требований в отношении законного залогового права

Несколько требований может быть подано против одного и того же судна. Однако, сумма продажи судна не распределяется равномерно между всеми привилегированными заявителями, потому что приоритет распределяется между законной ипотекой на судно или груз и другими требованиями, которые существуют. Несмотря на то, что суды имеют закономерные права действовать по своему усмотрению относительно распределения приоритетности удовлетворения требований на основании равноправности и естественной справедливости (Трамп Оил и Марина Лтд против Щип Пигассиос (1989) 1 CLR 46),  следующий подход расположения очередности применяется согласно прецедентному праву:

  • Возмещение затрат судебного исполнителя
  • Право лица, спасшего имущество
  • Вред, причиненный судном
  • Оплата труда капитана и матроса
  • Займ, взятый капитаном под залог судна или судна и груза

Мы являемся членами общественных организаций